Инклюзивное и специальное образование

Обеспечение права каждого ребенка на образование – безусловный приоритет краевой системы образования.  В Красноярском крае право на доступное и качественное образование реализуется для всех детей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью (далее – ОВЗ), а это более 28 тыс. детей в возрасте от 0 до 18 лет (включая 12 602 ребенка-инвалида), что составляет 4,3 % от общей численности детского населения.  Образовательную услугу на дому получают 1 087 детей с ОВЗ, обучающихся в общеобразовательных школах.

Важно
Инклюзивное образование реализуется в 813 муниципальных школах 6 682 детям с ОВЗ (36 % от общего числа детей с ОВЗ школьного возраста). Образование в отдельных классах муниципальных школ получают 5 313 детей.

Развитие инклюзивного образования в нашем регионе  осуществляется согласно Концепции развития инклюзивного образования в Красноярском крае на 2017–2025 годы, утвержденной указом Губернатора края от 13.10.2017 № 258-уг и Планом мероприятий по реализации Концепции. Концепция представляет систему взглядов на получение образования детьми с ОВЗ, в том числе детьми-инвалидами, в Красноярском крае, раскрывает цели, задачи, принципы развития инклюзивного образования, а также приоритетные направления и механизмы реализации региональной образовательной политики в сфере образования детей с ОВЗ. 
Специальное образование представлено сетью отдельных краевых учреждений, подведомственных министерству образования Красноярского края, в которых обучаются около 6 тыс. детей с ОВЗ, включающая 40 общеобразовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы (далее - АОПП), в том числе:

Право на образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов в краевой системе образования обеспечивается посредством следующих механизмов:

  • развитие инклюзивного образования в муниципальных образовательных учреждениях при сохранении сети отдельных специальных краевых учреждений, реализующих АООП (ранее коррекционные школы);
  • обеспечение создания необходимых специальных условий для детей с ОВЗ – безбарьерной образовательной среды;
  • определение повышенного норматива финансирования образования ребенка с ОВЗ;
  • нормативно-правовое обеспечение образования детей с ОВЗ на уровне края;
  • предоставление выбора форм получения образования и форм обучения;
  • создание условий для социализации и трудовой занятости детей с ОВЗ;
  • формирование системы методического сопровождения инклюзивного образования;
  • взаимодействие и сотрудничество с общественными, в том числе родительскими, организациями по актуальным вопросам развития образования детей с ОВЗ;
  • формирование через СМИ, учащихся и их родителей, педагогов позитивного отношения к инклюзивному образованию как к «иной» парадигме образования детей с ОВЗ, основанной на принципе равного отношения ко всем людям.