Профориентация

Профориентация, социальная и профессиональная интеграция является одним из приоритетных направлений образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. 
В образовательных организациях разрабатываются программы профориентационной работы с учетом психофизиологических особенностей детей с ОВЗ, данное направление включено в планы учебно-воспитательной работы образовательных учреждений, деятельности специалистов. 
Особое внимание трудовому обучению традиционно уделяется в образовании детей с умственной отсталостью. В образовательные программы включен раздел «Трудовое обучение», по завершении которого обучающиеся проходят итоговую аттестацию, направленную на оценку знаний и умений по выбранному профилю труда. Профиль трудового обучения определяется в зависимости от территориального расположения, материально-технического обеспечения учреждения, психофизиологических особенностей обучающихся. Это может быть слесарное или швейное дело, ручной труд или уход за растениями и животными.

Важно
полученные трудовые навыки позволяют выпускникам трудоустроиться, успешно адаптироваться к жизни вне образовательной организации

Профориентационная деятельность с обучающимися выстраивается через систему взаимодействия с учреждениями среднего профессионального и дополнительного образования, центрами занятости населения, территориальными управлениями социальной защиты, молодежными центрами, работодателями. Для организации профессиональных проб, информационного сопровождения профориентационной деятельности выстроено сотрудничество с предприятиями различной направленности, мастерскими. 

СПРАВОЧНО
Примером выстроенного взаимодействия по организации профориентационной работы является образовательный консорциум западной группы территорий Красноярского края с центром в городе Ачинске.

Обучение граждан с ОВЗ в системе среднего профессионального образования осуществляется по 15 профессиям и специальностям, в том числе: технолог продукции общественного питания; повар, кондитер; мастер отделочных строительных работ; оператор швейного оборудования; мастер столярно-плотничных и паркетных работ; мастер столярного и мебельного производства; монтажник санитарно-технических, вентиляционных систем 
и оборудования; мастер общестроительных работ; портной; токарь-универсал; станочник деревообработки; слесарь и др. Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями разрабатываются программы профессионального обучения.

справочно
Перечень организаций среднего профессионального образования, осуществляющих профессиональное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе профессиональное обучение людей с интеллектуальными нарушениями.

Важным ресурсом профориентации являются конкурсы профессионального мастерства, где дети с ОВЗ, инвалидностью могут продемонстрировать свои профессиональные знания и умения и получить экспертную оценку. Красноярский край активно включится в международное движение «Абилимпикс», предполагающее проведение конкурсов профессионального мастерства среди людей с инвалидностью, инвалидность по разным компетенциям декоративно-прикладного искусства, информационным технологиям, строительным профессиям и т.д. Кроме того, ежегодно организуются краевой конкурс «Лучший по профессии» и краевая олимпиада «Мир вокруг нас» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

СПРАВОЧНО
в 2017 году на Национальном чемпионате «Абилимпикс», школьники из Красноярского края заработали золотую медаль по компетенции «Бисероплетение» и серебряную – «Мультимедийная журналистика». В 2016 году в копилку команды края попала золотая медаль по компетенции «Фотограф-репортер».



На сегодняшний день министерством определены актуальные направления деятельности по обеспечению социальной и профессиональной интеграции обучающихся с ОВЗ: 

  • обеспечение преемственности общего и среднего профессионального образования через продолжение реализуемого в образовательном учреждении профиля трудового обучения в программах профессиональной подготовки обучающихся; 
  • расширение спектра предлагаемых программ профессиональной подготовки детей с интеллектуальными нарушениями; 
  • развитие сотрудничества с работодателями для решения вопросов трудоустройства выпускников общеобразовательных организаций 
  • и профессиональных образовательных организаций, имеющих нарушения здоровья;
  • повышение информированности обучающихся с ОВЗ, их родителей 
  • о возможностях получения профессионального образования, профессиональной реализации в направлении неквалифицированного труда.