Реализация ФГОС ОВЗ 

С 1 сентября 2016 года вступили в силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 и № 1599, на основании которых учебный процесс детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС ОВЗ) и федеральным государственным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее – ФГОС ОУО).

ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО предъявляют требования к разработке и реализации адаптированных основных общеобразовательных программ (далее – АООП), которые в обязательном порядке разрабатывается для обучающихся с ОВЗ.

Адаптированные основные общеобразовательные программы и адаптированные общеобразовательные программы разрабатываются в соответствии с примерными общеобразовательными программами, расположенными на сайте.

ФГОС ОВЗ учитывает девять особенности нарушений развития детей (глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, нарушение речи, нарушения опорно-двигательного аппарата, задержки психического развития, расстройства аутистического развития, умственная отсталость).

Для качественной реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО предполагается создание дифференцированных условий. Это комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение той или иной группы обучающихся.

ФГОС предусматривают два уровня цензового образования и два уровня не цензового образования обучающихся с ОВЗ. ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО задают требования к результатам. В зависимости от уровня образования АООП имеет разное соотношение академических и жизненных компетенций.

Введение ФГОС ОВЗ осуществляется поэтапно в течение четырех учебных годов.

  • 2016-2017 учебный год – 1 класс;
  • 2017-2018 учебный год – 1 и 2 классы;
  • 2018-2019 учебный год – 1, 2 и 3 классы;
  • 2019-2020 учебный год – 1, 2, 3 и 4 классы.
Важно
На 10.09.2018 года в Красноярском крае в первых, вторых и третьих классах обучаются более 112,3 тыс. детей, из них дети с ОВЗ составляют около 9,5 тыс., т.е. 8 % от общего количества обучающихся первых-третьих классов.

За три года реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО в Красноярском крае:

  • в 433 образовательных учреждениях создана безбарьерная образовательная среда;
  • созданы информационно-методические ресурсы;
  • разработана нормативно-правовая документация по вопросам образования детей с ОВЗ (более 40 нормативных правовых актов); 
  • организована подготовка более 5000 педагогов для работы в условиях реализации ФГОС ОВЗ;
  • образовательную деятельность с детьми с ОВЗ осуществляют 14 463 педагога, в том числе 2 323 специалиста, из них 707 педагогов-психологов, 498 учителей-логопедов, 392 учителя-дефектолога, 617 социальных педагогов, 109 тьюторов;
  • постановлением Правительства края 217-п закреплен механизм расчета нормативов финансового обеспечения образования детей с ОВЗ.

Работа по введению в образовательных учреждениях края ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО организуется в соответствии с Комплексом мер по введению и реализации на территории Красноярского края ФГОС ОВЗ на 2017-2020 годы.

С целью координации вопросов введения ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО в общеобразовательных организациях края функционирует Учебно-методический центр «Центр внедрения ФГОС ОВЗ».

Учебно-методический центр «Центр внедрения ФГОС ОВЗ» создан в 2015 году на базе краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Красноярская школа № 5». Центр обеспечивает информационно-методическую поддержку педагогов и специалистов образовательных организаций в части реализации ФГОС ОВЗ и ФГОС ОУО.

В рамках работы Центра функционирует сайт, который действует как интерактивная площадка, обеспечивающая информационное сопровождение мероприятий Комплекса мер по введению и реализации на территории Красноярского края ФГОС ОВЗ на 2017-2020 годы.