Психолого-педагогическое сопровождение

На территории Красноярского края комплексное психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) реализуется в следующих учреждениях и их структурных подразделениях.

 

Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь в данных центрах оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации по следующим направлениям:

  • психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
  • коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;
  • комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;
  • помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

Одним из направлений деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является оказание ранней помощи детям от 0 до 3 лет и их семьям.

Ранняя помощь - комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на раннее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включению в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).

Перечень центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи:

 

Службы ранней помощи

Ранняя помощь – комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических услуг, оказываемых на межведомственной основе детям целевой группы и их семьям, направленных на ранее выявление детей целевой группы, содействие их оптимальному развитию, формированию физического и психического здоровья, включения в среду сверстников и интеграции в общество, а также на сопровождение и поддержку их семей и повышение компетентности родителей (законных представителей).

В системе образования Красноярского края для семей, воспитывающих детей раннего возраста функционируют 13 лекотек, 22 службы ранней помощи, 32 организации, предоставляющие иные формы сопровождения детей раннего возраста: семейные клубы, включая 4 клуба выходного дня, группы кратковременного пребывания для детей раннего возраста, детей с ОВЗ, сенсорную комнату, мобильную лекотеку и мобильную консультацию, методический десант, домашнее визитирование, индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия. 

Для получения ранней помощи необходимо обратиться в муниципальный орган управления образованием. 

 

Психолого-медико-педагогические комиссии

Психолого-медико-педагогическая комиссия - коллегиальный орган, который создается в целях своевременного выявления детей от 0 до 18 лет с особенностями в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного психолого-медико-педагогического обследования и подготовки по результатам обследования рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи, организации их обучения и воспитания, а также подтверждения, уточнения или изменения ранее данных рекомендаций. ПМПК подтверждает, что ребенок является обучающимся с ОВЗ и определяет для него специальные образовательные условия.

На территории 60 муниципальных образований Красноярского края функционируют 68 психолого-медико-педагогических комиссий, из них 1 центральная, которая имеет филиалы в городах Ачинске, Канске, Лесосибирске, Минусинске, и 67 территориальных ПМПК.

 

Консультационные центры/службы

Консультационный центр – это структурное подразделение дошкольной образовательной организации и (или) общеобразовательной организации, реализующей образовательную программу дошкольного образования, либо органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, оказывающее методическую, диагностическую и консультативную помощь семьям, дети которых не получают дошкольное образование в образовательной организации. 

В Красноярском крае функционирует 529 консультационных центров (пунктов), созданных на базе дошкольных, общеобразовательных организаций, центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Деятельность консультационных центров (пунктов) регламентируется локальными нормативными актами. Оказание методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителей) детей, в том числе дошкольного возраста, оказывается педагогами-психологами, логопедами, дефектологами и другими педагогическими работниками.

Важно
ЦЕЛЬЮ СОЗДАНИЯ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ ЦЕНТРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПОВЫШЕНИЕ ДОСТУПНОСТИ И КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ ВАРИАТИВНЫХ ФОРМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ЛЕКОТЕКА, СЛУЖБА РАННЕЙ ПОМОЩИ И ДР.) И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ, ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ И КОНСУЛЬТАТИВНОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ЧЬИ ДЕТИ НЕ ПОСЕЩАЮТ ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

 

Психолого-медико-педагогический консилиум образовательной организации

Одним из основных механизмов в работе с детьми является оптимально выстроенное взаимодействие разных специалистов образовательной организации, обеспечивающее психолого-педагогическое сопровождение детей. Одной из форм, такого взаимодействия специалистов, является психолого-медико-педагогический консилиум.

Важно
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНСИЛИУМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ – ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЙ, СКООРДИНИРОВАННЫЙ, ОБЪЕДИНЕННЫЙ ОБЩИМИ ЦЕЛЯМИ КОЛЛЕКТИВ СПЕЦИАЛИСТОВ, РЕАЛИЗУЮЩИЙ ТУ ИЛИ ИНУЮ СТРАТЕГИЮ СОПРОВОЖДЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ, ИНТЕГРИРОВАННОГО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ, И СТРАТЕГИЮ РАЗВИТИЯ ИНКЛЮЗИВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ В ЦЕЛОМ.