Постинтернат

В число актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти Красноярского края в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит задача постинтернатного сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 15.08.2017 № 535-р одобрена «Концепция социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае, утвержден план мероприятий».

Это комплексная система действий органов исполнительной власти Красноярского края, общественных организаций, научного и педагогического сообщества по оказанию адресной педагогической, психологической, социальной, медицинской, юридической, реабилитационной, трудовой и учебной помощи выпускникам детских домов.

Главная идея Концепции – подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни, получение ими профессии в профессиональной образовательной организации, трудоустройство и успешная социальная адаптация. Организация комплексных действий органов исполнительной власти края, общественных организаций, научного и педагогического сообщества, работодателей

Реализация Концепции проходит по 3 основным направлениям:

  • Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
  • Сопровождение выпускников детских домов во время обучения в профессиональной образовательной организации.
  • Трудоустройство выпускников.

В рамках реализации Концепции отработана система социально-педагогического сопровождения воспитанников детских домов:

  • детскими домами получены лицензии на реализацию программ дополнительного образования, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни;
  • на базе 5 детских домов (Ирбейского, Есауловского, Партизанского, Ермаковского, Шушенского) работают Центры социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации, осуществляющие профессиональные пробы для воспитанников. В рамках работы Центров функционируют животноводческие объединения, учебно-опытные хозяйства, пасеки;
  • в 5 детских домах (Большеулуйском, Есауловском, Канском, Партизанском, Лесосибирском) работают 7 социальных комнат на 20 мест, в которых будущие выпускники приобретают социально-бытовые навыки;
  • в базовых 5 детских домах (г. Ачинск, г. Канск, г. Лесосибирск, г. Минусинск, г. Сосновоборск) созданы Координационные центры, курирующие деятельность всех субъектов постинтернатного сопровождения на территории округа;

во всех детских домах функционируют службы постинтернатного сопровождения выпускников, осуществляющие мониторинг адаптации (закрепления) выпускников детских домов в профессиональных организациях, мониторинг трудоустройства выпускников после выпуска, содействуют в решении социальных, психологических, юридических вопросов, ведут банк данных выпускников.

В 2018/2019 учебном году за помощью в Координационные центры обратилось более 400 выпускников по различным вопросам (получение жилья, оформление пенсий, обучение, трудоустройство, отдых и др.).

Данная помощь выпускникам была оказана при тесном взаимодействии всех субъектов (детские дома, органы опеки и попечительства, профессиональные образовательные организации, центры занятости). Совместно с КГПУ им. В.П. Астафьева на базе Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина создана и работает научно-внедренческая площадка по проблеме постинтернатного сопровождения выпускников, которая транслирует опыт на все территории края.

В декабре 2018 года прошел ежегодный краевой Фестиваль педагогических и управленческих практик специалистов детских домов с участием представителей Следственного комитета РФ, прокуратуры края и полиции, в рамках которого были представлены наиболее успешные практики по социальной адаптации и постинтернатному сопровождению воспитанников детских домов. В работе Фестиваля приняли участие более 100 педагогов из 26 детских домов края.

В декабре 2019 года в работе Фестиваля, кроме педагогов детских домов, примут участие представители профессиональных образовательных организаций, территориальных центров занятости населения, некоммерческих организаций, Гражданской ассамблеи Красноярского края.

Во всех детских домах ведется работа по ранней профессиональной ориентации воспитанников. Проводятся тренинговые занятия, элективные курсы, экскурсии на предприятия, встречи с состоявшимися людьми различных профессий, круглые столы с выпускниками детских домов, обучающимися в профессиональных организациях.

Ежегодно с 2010 года для всех выпускников детских домов проводится краевая интенсивная школа «Взлетная полоса», которая проходит в 2 этапа:

  • профессиональное ориентирование воспитанников, формирование правовой и финансовой грамотности;
  • социальные пробы, «погружение» в профессии.

По итогам работы интенсивной школы «Взлетная полоса» воспитанники обеспечиваются сборниками материалов (памяток), содержащими необходимую информацию для решения различных жизненных ситуаций.

В 2019 году министерством разработана и утверждена единая форма индивидуального плана развития и жизнеустройства воспитанника детского дома (ИПРиЖ).

ИПРиЖ – инструмент, обеспечивающий согласованную работу всех специалистов в реализации комплексного подхода к работе с ребенком, преемственность и непрерывность работы с ним благодаря механизму передачи документа по маршруту «организация – органы опеки – замещающая семья/профессиональная образовательная организация».

Все выпускники детских домов поступили в профессиональные образовательные организации с ИПРиЖ, что значительно облегчает взаимодействие специалистов профессиональных образовательных организаций с данной категорией детей.

Между детскими домами и профессиональными образовательными организациями заключены соглашения о взаимодействии по постинтернатному сопровождению выпускников.

В 2018/19 учебном году 93 % выпускников, обучающихся в профессиональных образовательных организациях, назначены наставники, тьюторы (рост в сравнении с 2017/18 учебным годом на 10 %).

59 воспитанникам (33 %) найдены попечители (рост в сравнении с 2017/18 учебным годом на 3 %).

По итогам профессиональных проб по различным направлениям у 80 % воспитанников отмечено повышение мотивации к освоению выбранной профессии, увеличился конкурс на поступление в профессиональные образовательные организации.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) введены новые основные программы профессионального обучения. В 2019 году по указанным программам осуществляют деятельность 35 профессиональных образовательных организаций.

Значительная часть (43 %) выпускников, поступивших в профессиональные образовательные организации на территории своего округа, остались проживать в детском доме (рост в сравнении с 2017/18 учебным годом на 14 %).

Действуют 7 пилотных площадок по апробации системы тьюторства, наставничества для детей-сирот, обучающихся в профессиональных организациях, а также ранней профессионализации воспитанников детских домов в разных территориях края (юг – п. Шушенское, север – г. Лесосибирск, восток – г. Канск, запад – г. Назарово, центр – г. Дивногорск, п. Балахта, г. Красноярск).

В краевых центрах социальной помощи семье и детям реализуются технологии социально-психологической адаптации выпускников детских домов.

В рамках реализации проекта «Центр профессиональной подготовки школьников» на базе КГБПОУ «Красноярский техникум промышленного сервиса» для воспитанников детских домов центрального округа ежегодно проводятся профессиональные пробы по различным профессиям.

В 2018/19 учебном году наставниками и попечителями для детей-сирот стали 149 сотрудников профессиональных образовательных организаций.

Для эффективной реализации Концепции между наставниками из детских домов и наставниками профессиональных образовательных организаций организуется взаимодействие посредством проведения семинаров и педагогических советов по постинтернатному сопровождению. В 2019 году с целью формирования трудовых навыков агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края обеспечено участие выпускников из числа детей-сирот, обучавшихся в профессиональных образовательных организациях, находящихся на территории края, в количестве 47 человек в студенческих отрядах и 371 в трудовых отрядах старшеклассников Красноярского края.

С 2019 года начала работу программа «Стажировка выпускников», в рамках которой с выпускником профессиональной образовательной организации заключается временный трудовой договор на срок не более 3 месяцев, с возможностью дальнейшего трудоустройства на постоянной основе.

За участником программы стажировки закрепляется наставник из числа опытных сотрудников, на которого возлагаются обязанности по контролю за трудовой деятельностью стажера, оказанию помощи в получении им необходимых профессиональных навыков.

Благодаря вышеуказанным мерам:

  • значительно сократилось отчисление выпускников детских домов из профессиональных образовательных организаций (2014 год – 15 %, 2018 год – 3 %; 2019 год – 1,7 %);
  • почти в 2 раза увеличилось количество воспитанников, поступивших в профессиональные образовательные организации, на территории своего округа, оставшихся проживать в детском доме (2015 год – 12 %, 2017 год – 28 %, 2019 – 43 %);
  • увеличилось количество выпускников, продолживших обучение по второй специальности в профессиональных образовательных организациях (2018 год – 8 %, 2019 год – 11 %);
  • в 2 раза увеличилось количество выпускников, продолживших обучение в ВУЗе после окончания профессиональных образовательных организаций (2018 год – 3,5 %, 2019 год – 7 %);
  • увеличилось количество выпускников, трудоустроенных после получения профессионального образования (2018 год – 37 %; 2019 год – 57 %);
  • в 2 раза сократилось число выпускников, состоящих на учете в центрах занятости населения после получения профессии (2018 год – 37,5 %, 2019 год – 19 %).

В целом, в результате реализации мероприятий Концепции, наблюдается положительная динамика.

В 2018 году положительный опыт Красноярского края по постинтернатному сопровождению выпускников детских домов был представлен в Москве на I Всероссийском форуме «Наставник», организованном Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов, на Межрегиональной научно-практической конференции «Новые модели организации социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в профессиональных образовательных организациях» в г. Иркутске, в 2019 году на совещании директоров организаций для детей-сирот Сибирского федерального округа, проводимом Министерством просвещения Российской Федерации, г. Томск.

Кроме того, в 2018 году команда воспитанников детских домов Красноярского края стала участником межрегионального проекта «Живем по-настоящему» в г. Москве, в 2019 году приняла участие в работе I Всероссийского форума выпускников детских домов «Мы нужны друг другу» в г. Астрахани.

В 2020 году планируется:

  • усиление работы по заключению с работодателем целевых договоров на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью повышения % трудоустройства после получения профессии;
  • внедрение института наставничества во всех профессиональныхобразовательных организациях Красноярского края с активным привлечением НКО, работодателей;
  • создание служб психологической помощи для обучающихся профессиональных образовательных организаций;
  • усиление работы по поиску и качественной подготовке попечителей для выпускников детских домов, поступающих в профессиональные образовательные организации;
  • тиражирование лучших практик постинтернатного сопровождения выпускников детских домов;
  • формирование положительного образа ребенка-сироты через пропаганду кейсов успешных выпускников детских домов.
Приложенные файлы
Приложенные фотографии
Постинтернат, 5.7