Постинтернат

В число актуальных задач, стоящих перед органами государственной власти Красноярского края в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входит задача постинтернатного сопровождения воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Распоряжением Правительства Красноярского края от 15.08.2017 № 535-р одобрена «Концепция социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае, утвержден план мероприятий».

Это комплексная система действий органов исполнительной власти Красноярского края, общественных организаций, научного и педагогического сообщества по оказанию адресной педагогической, психологической, социальной, медицинской, юридической, реабилитационной, трудовой и учебной помощи выпускникам детских домов.

Главная идея Концепции – подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни, получение ими профессии в профессиональной образовательной организации, трудоустройство и успешная социальная адаптация. Организация комплексных действий органов исполнительной власти края, общественных организаций, научного и педагогического сообщества, работодателей

Реализация Концепции проходит по 3 основным направлениям:

  • Подготовка воспитанников детских домов к самостоятельной жизни.
  • Сопровождение выпускников детских домов во время обучения в профессиональной образовательной организации.
  • Трудоустройство выпускников.

В рамках реализации Концепции отработана система социально-педагогического сопровождения воспитанников детских домов:

  • детскими домами получены лицензии на реализацию программ дополнительного образования, направленных на подготовку воспитанников к самостоятельной жизни;
  • на базе 4 детских домов (Ирбейского, Есауловского, Партизанского, Шушенского) работают Центры социально-трудовой адаптации и профессиональной ориентации, осуществляющие профессиональные пробы для воспитанников. В рамках работы Центров функционируют животноводческие объединения, учебно-опытные хозяйства, пасеки;
  • в 6 детских домах (Большеулуйском, Есауловском, Канском, Партизанском, Лесосибирском, Емельяновском) работают 8 социальных комнат на 22 места, в которых будущие выпускники приобретают социально-бытовые навыки;
  • в базовых 5 детских домах (г. Ачинск, г. Канск, г. Лесосибирск, г. Минусинск, г. Сосновоборск) созданы Координационные центры, курирующие деятельность всех субъектов постинтернатного сопровождения на территории округа.

Во всех детских домах функционируют службы постинтернатного сопровождения выпускников, осуществляющие мониторинг адаптации (закрепления) выпускников детских домов в профессиональных организациях, мониторинг трудоустройства выпускников после выпуска, содействуют в решении социальных, психологических, юридических вопросов, ведут банк данных выпускников.

В 2020 году за помощью в Координационные центры обратилось более 450 выпускников по различным вопросам (получение жилья, оформление пенсий, обучение, трудоустройство, отдых и др.).
Данная помощь выпускникам была оказана при тесном взаимодействии всех субъектов (детские дома, органы опеки и попечительства, профессиональные образовательные организации, центры занятости). Совместно с КГПУ им. В.П. Астафьева на базе Канского детского дома им. Ю.А. Гагарина создана и работает научно-внедренческая площадка по проблеме постинтернатного сопровождения выпускников, которая транслирует опыт на все территории края.

В декабре 2019 года прошел ежегодный краевой Форум современных практик учреждений внесемейного воспитания в котором, кроме педагогов детских домов, приняли участие представители профессиональных образовательных организаций, территориальных центров занятости населения, некоммерческих организаций, Гражданской ассамблеи Красноярского края.

Во всех детских домах ведется работа по ранней профессиональной ориентации воспитанников. Проводятся тренинговые занятия, элективные курсы, экскурсии на предприятия, встречи с состоявшимися людьми различных профессий, круглые столы с выпускниками детских домов, обучающимися в профессиональных организациях.

С целью трансляции положительного опыта социализации воспитанников детских домов, на сайте министерства образования в разделе "Деятельность детских домов" в декабре 2020 года создана рубрика "Социальные проекты детских домов". 

    В ноябре 2020 года воспитанники детских домов стали активными участниками (в онлайн режиме) Семинара-дискуссии о доступности среднего и высшего профессионального образования для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа Сибирского Федерального округа и Дальневосточного Федерального округа, главным партнером которого являлась Всероссийская общественная организация «Содружество выпускников детских домов "Дети всей страны".

    Ежегодно с 2010 года для всех выпускников детских домов проводится краевая интенсивная школа «Взлетная полоса», которая проходит в 2 этапа:

  • профессиональное ориентирование воспитанников, формирование правовой и финансовой грамотности;
  • социальные пробы, "погружение" в профессии.

По итогам работы интенсивной школы "Взлетная полоса" воспитанники обеспечиваются сборниками материалов (памяток), содержащими необходимую информацию для решения различных жизненных ситуаций.

На каждого воспитанника детского дома разработаны индивидуальные планы развития и жизнеустройства (ИПРиЖ), единая форма которого утверждена министерством в 2019 году.

ИПРиЖ – инструмент, обеспечивающий согласованную работу всех специалистов в реализации комплексного подхода к работе с ребенком, преемственность и непрерывность работы с ним благодаря механизму передачи документа по маршруту "организация – органы опеки – замещающая семья/профессиональная образовательная организация".

Все выпускники детских домов поступили в профессиональные образовательные организации с ИПРиЖ, что значительно облегчает взаимодействие специалистов профессиональных образовательных организаций с данной категорией детей.

Между детскими домами и профессиональными образовательными организациями заключены соглашения о взаимодействии по постинтернатному сопровождению выпускников.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) введены новые основные программы профессионального обучения. С 2019 года по указанным программам осуществляют деятельность 35 профессиональных образовательных организаций.

Значительная часть (48 %) выпускников, поступивших в профессиональные образовательные организации на территории своего округа, остались проживать в детском доме (рост в сравнении с 2019/20 учебным годом на 5 %).

30 несовершеннолетним выпускникам (48 %) найдены попечители (снижение в сравнении с 2019/20 учебным годом на 28 %).

Действуют 8 пилотных площадок по апробации системы тьюторства, наставничества для детей-сирот, обучающихся в профессиональных организациях, а также ранней профессионализации воспитанников детских домов в разных территориях края (юг – п. Шушенское, север – г. Лесосибирск, восток – 
г. Канск, запад – г. Назарово, центр – г. Дивногорск, п. Балахта, г. Красноярск,п. Емельяново).

В краевых центрах социальной помощи семье и детям реализуются технологии социально-психологической адаптации выпускников детских домов.

96 % детских домов осуществляют сотрудничество с социально ориентированными некоммерческими организациями на постоянной основе.

        Взаимоотношения между детским домом и благотворительной организацией урегулированы соответствующим договором (о сотрудничестве, о безвозмездном оказании услуг (выполнении работ), 
о пожертвовании и т.д.). 

Основными формами взаимодействия с организациями являются: 

  • реализация социальных проектов, направленных на формирование правовой культуры воспитанников, на подготовку их к самостоятельной жизни; 
  • помощь в освоении образовательных программ;
  • организация отдыха воспитанников в каникулярное время; 
  • проведение совместных мероприятий, направленных на профилактику асоциального поведения воспитанников и пропаганду здорового образа жизни;
  • благотворительная помощь (приобретение дорогостоящих медикаментов, мебели, спортивного инвентаря, бытовой техники, настольных игр, новогодних подарков, установка малых форм на игровой площадке детского дома и др.); 
  • обеспечение выпускников детского дома пособием "Путеводитель по самостоятельной жизни"; 
  • создание и опубликование видеосюжетов, фотографий воспитанников с целью их устройства на семейные формы воспитания.

В Красноярском крае активно развивается наставничество (сопровождение) обучающихся профессиональных образовательных организаций, в том числе детей "группы риска", с привлечением в качестве наставников педагогов, студентов старших курсов, работников предприятий.

Наставники помогают овладеть социально-бытовыми навыками, коммуникативными компетенциями, оказывают помощь в защите прав несовершеннолетних, помощь в получении (освоении) профессии, а также ведут мониторинг социальных сетей, участвуют в организации досуга.

Результатами системы наставничества является сокращение сроков адаптации обучающихся при поступлении в техникум и при прохождении производственной практики на предприятиях.

В 2020/21 учебном году 73 % выпускников детских домов, поступивших в профессиональные образовательные организации, назначены наставники, тьюторы (рост в сравнении с 2019/20 учебным годом на 4 %).

Основной задачей взаимодействия между центрами занятости населения, детскими домами и профессиональными образовательными организациями является организация комплексной работы с выпускниками по вопросу трудоустройства и закреплению их на рабочем месте.

Агентством труда и занятости населения Красноярского края реализуется государственная программа Красноярского края "Содействие занятости населения", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 № 502-п.

В 2020 году государственная услуга по организации профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, прохождения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования оказана 152 выпускникам образовательных организаций из числа детей-сирот. Охват данной услугой составил 100 % выпускников, нуждающихся в приобретении востребованной на рынке труда профессии.

На базе 14 образовательных организаций профессионального и дополнительного профессионального образования для безработных выпускников образовательных организаций из числа детей-сирот организовано профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по 13 профессиям и специальностям (продавец, мастер маникюра, повар, воспитатель детского сада, парикмахер, электросварщик).

    В 2021 году в рамках реализации Концепции планируется продолжение решения следующих задач:

  • усиление работы по профессиональной ориентации воспитанников для мотивированного, осознанного выбора специальности с учетом их умственного потенциала, психических и физических возможностей, индивидуальный подбор для каждого выпускника перечня возможных специальностей, из которых впоследствии будет выбрана одна по результатам сдачи итоговой аттестации;
  • усиление работы по заключению с работодателем целевых договоров на обучение детей-сирот с целью повышения процента трудоустройства после получения профессии; 
  • внедрение института наставничества во всех профессиональных образовательных организациях Красноярского края;
  • усиление работы по поиску и качественной подготовке попечителей для выпускников детских домов, поступающих в профессиональные образовательные организации;
  • формирование положительного образа ребенка-сироты через пропаганду кейсов успешных выпускников детских домов, создание на сайтах детских домов рубрики "Истории успеха"; 
  • тиражирование лучших практик постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.
  • Реализация мероприятий Концепции в целом позволяет обеспечить эффективную деятельность по созданию в Красноярском крае благоприятных условий для комплексного решения вопросов социальной адаптации воспитанников и постинтернатного сопровождения выпускников детских домов.

17.02.2021 министерством проведено онлайн-совещание "Итоги реализации Концепции социальной адаптации и постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Красноярском крае", участие в котором приняли представители детских домов, профессиональных образовательных организаций, муниципальных органов опеки и попечительства.

Протокол совещания в режиме ВКС министерства образования Красноярского края с руководителями детских домов, профессиональных образовательных организаций, муниципальных органов опеки и попечительства (скачать документ)

Приложенные файлы
Приложенные фотографии
Постинтернат, 0.0